Рекламируя вендинг-бизнес, американцы, у которых всегда «проблема с наличкой», говорят: "The Vending Industry is the Largest Cash Business in the World!".(Вендиг-индустрия – самый большой бизнес с наличными во все мире). Несмотря на то, что нас - граждан постсоветского пространства не удивишь «наличкой», следующее обстоятельство остается фактом: реализация наполнителя через торговые автоматы и денежный расчет за него осуществляется без применения ККМ (контрольно-кассовой машины). То есть, покупка через торговый автомат, если она осуществляется не по жетонам, не пробивается через кассу торговой точки.

Снизошел бы на нет весь смысл автоматной торговли, если бы приходилось пробивать покупку через кассу. Только представьте себе рядом с каждым автоматом ККМ или каждому покупателю придется стоять в очереди. Это перечеркивает сразу большинство плюсов вендинг-бизнеса, ставит его в ряд с обычной торговлей.

На практике, в 1995-1998 гг. были случаи, когда налоговые органы штрафовали вендинг-операторов за денежные расчеты с населением без ККМ. В связи с чем Госналогслужба РФ в срочном порядке (1998 год) пояснила, что введение санкций за торговлю через торговые автоматы без применения ККМ неправомерно.

Вскоре полномочные органы вырабатывают единую позицию по вопросу «торговые автоматы и применение ККМ», формулируя ее следующим образом.

В соответствии с Общероссийским классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.93 г. №301, автоматы по продаже товаров и оказанию услуг относятся к классу 51 "Оборудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бытовые приборы", подгруппа 51514 "Автоматы и полуавтоматы торговые и разменные". Данные технические устройства не относятся к электронным контрольно-кассовым машинам, класс 40 "Вычислительная техника", подгруппа 401750 "Машины билетно-кассовые и контрольно-кассовые".

В связи с этим, работа торговых автоматов не регламентируется Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.93 г. №104, определяющими применение ККМ кассиром-операционистом. Распространение законодательства о применении ККМ, в частности, "Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах", утвержденного приказом Госналогслужбы от 22.06.95 №ВГ-3-14/36, на торговые автоматы, неправомерно.

В течение нескольких лет Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) в виде исключения  ежегодно принималось решение о продлении срока использования на территории Российской Федерации торговых автоматов при осуществлении денежных расчетов с населением.

В 2004 году ГМЭК была ликвидирована, тем самым к 2005 году никакого документа принято не было. Казалось, что над автоматной торговлей вновь завис дамоклов меч, однако полномочные органы разъяснили, что, поскольку правила и методика учета выручки, полученной с применением данных автоматов, не утверждены, следует вести учет выручки в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете".

Итак, с одной стороны автоматы применяются - без ККМ, с другой стороны нет внятных законодательных норм, закрепляющих данный принцип.